StatUs - База знаний-Проблемы расчёта несущей способности кронштейнов.
  • База знаний
  • Проблемы расчёта несущей способности кронштейнов.

Проблемы расчёта несущей способности кронштейнов.

Кронштейны вентфасадов достаточно сложно поддаются быстрым расчётам по формулам.

Это связано с тем, что набор формул и набор изученных моделей работы конструкции ограничен. В нашем случае наиболее приближенная формула из сопромата - это формула прогиба и напряжений в стрежне, но ни один кронштейн не является стрежнем. Кронштейн - это, скорее, набор связанных пластин, и передача усилий с одной пластины на другую - это достаточно сложный для быстрых расчётов формулами вызов. Поэтому формулами мы, к сожалению, можем рассчитать только консоль кронштейна по модели балки, жёстко защемлённой в стену. Также дополнительно мы можем отдельно рассчитать пяту кронштейна на изгиб от ветровой нагрузки также по модели балки.

Однако, пята кронштейна имеет свойство терять несущую способность и от весовой нагрузки.

Также консоли кронштейна, как и любые другие тонкостенные конструкции, имеют свойство терять устойчивость при больших длинах раньше, чем наступит потеря прочности (раньше разрыва волокон, которую мы считаем по формуле определения напряжений), поэтому формулы классического сопромата при больших вылетах также перестают быть актуальными.

Выше описаны не все проблемы, но не всё так печально и решение этих проблем есть.

Для начала чтобы разобраться в теме предлагаем разделить проблему на несколько разделов:

1) Расчёт пяты кронштейна на воздействие весовой нагрузки.

2) Расчёт пяты кронштейна на воздействие ветровой нагрузки.

3) Расчёт вертикально ориентированной консоли кронштейна на воздействие весовой нагрузки при больших вылетах.

4) Итоговые выводы.

Расчёт пяты кронштейна на воздействие весовой нагрузки

Работа пяты кронштейна при восприятии весовой нагрузки на данный момент не представлена в нормативах.

По нашему анализу несущая способность кронштейнов при воздействии весовой нагрузки по результатам испытаний в 2-5 раз ниже, чем по формулам СП522.

Были попытки определить эту зависимость в ГОСТ Р 58883 п.10.7, однако наш анализ показал, что, к сожалению, эти формулы пока что тоже дают результаты, далёкие от результатов испытаний.

По результатам собственных исследований при помощи 3D моделирования, а также в ходе обсуждений с ведущими специалистами по вентфасадам мы выявили, что несущая способность пяты зависит от следующих факторов:

- от типа кронштейна: П-образный, L-образный, и ТТ-образный кронштейны дают разные результаты.

- от положения анкера как по вертикали, так и по горизонтали. Чем выше анкер, тем меньше напряжения. Чем дальше анкер от консоли, тем напряжения больше.

- напряжения очень сильно зависят от применения шайбы.

- также напряжения зависят от толщины пяты и наличия рёбер жесткости в стальных системах.

рис.1-4 Зависимость напряжений в пяте кронштейна от различных факторов.

Также работу пятки кронштейна можно описать простыми словами - с какой силой кронштейн пытается вырвать анкер из стены, с такой же силой анкер пытается порвать пятку в месте их соприкосновения. То есть чем выше усилия в анкере, тем выше усилия в пятке кронштейна. Кроме того исследования показывают, что в пяте наблюдается так называемое "сдвиговое запаздывание"

Вначале работает только участок пяты вокруг анкера, а более удаленные от анкера участки пяты должны включиться в работу позднее.

По факту же участки пяты, удалённые на определённое расстояние от анкера, не работают, так как зона вокруг анкера теряет прочность раньше, чем нагрузка дойдёт до этих (крайних) участков.

Сдвиговое запаздывание пяты кронштейна

Сопоставив все эти факты и имея результаты испытаний на руках, мы можем, во-первых, вычислить момент в пяте по шляпке анкера:

Мп = Мв ax bz

где: Мв – допустимый момент от весовой нагрузки на кронштейн по испытаниям (вес, умноженный на вылет)

nк – количество сечений, на которые распределяется момент от веса. Для П, Т, ТТ-образных кронштейнов nк = 2, для L-образных nк = 1

bz – плечо анкера по вертикали

ax – расстояние от консоли до шляпки анкера

Во-вторых, мы можем вычислить момент сопротивления, который выдержит эту нагрузку

W = Мп Ry

И далее, зная толщину пяты, мы можем определить эффективную ширину пяты

= W 6

Таким, образом, на основе проведённых испытаний мы можем определить эффективную ширину пяты для разных типов кронштейнов и использовать эти эмпирические данные уже в формульных расчётах.

К сожалению, данная формула показала хорошую сходимость только для кронштейнов без рёбер жёсткости.

рис.6-7 Эффективная ширина пяты для разных типов кронштейнов.

По результатам испытаний, которые есть у нас, мы вывели формулу максимально допустимого момента от веса для кронштейнов без рёбер жёсткости.

Ниже приводим Excel файл с нашим расчётом.

Расчёт пяты кронштейна на воздействие ветровой нагрузки

На данный момент формулы по расчёту пяты кронштейна на воздействие ветровой нагрузки исходят из того, что сопротивляется нагрузке всё сечение пяты.

Однако, если в большом кронштейне (с анкеровкой на два и более акнера) применить всего один анкер, то сопротивляться ветровой нагрузке будет только часть пятки вокруг анкера.

В данном случае также наблюдается сдвиговое запаздывание.

Поэтому рекомендуется проводить дополнительные исследования по определению допустимых усилий от ветровой нагрузки.

Это могут быть либо 3d-моделирование в специальных программах, либо проведение лабораторных испытаний.

По испытаниям больших кронштейнов с одним анкером на данный момент информации нет.

Также мы общались с автором СП522 Рыковым Сергеем Геннадьевичем и он объяснял, что именно из-за сдвигового запаздывания запрещено использовать большие кронштейны на одном анкере.

Запрет использовать большие кронштейны на одном анкере

рис.8 Запрет использовать большие кронштейны на одном анкере в СП522.

Под специальной шайбой здесь понимается шайба достаточной высоты чтобы в работу включилось всё сечение пяты кронштейна при ветровой нагрузке, в противном случае есть риск, что расчёт напряжений в пяте кронштейна будет сильно занижен.

Расчёт вертикально ориентированной консоли кронштейна на воздействие весовой нагрузки при больших вылетах

У кронштейнов с тонкостенными вертикально ориентированными консолями-пластинами при определённом вылете и определённой нагрузке теряется устойчивость в нижней части консоли.

рис.9-11 Местная потеря устойчивости в консоли кронштейна от весовой нагрузки.

Такое явление называется местной потерей устойчивости и как в случае с местной потерей устойчивости тонкостенных стержней привычные формулы становятся бесполезными.

Решается проблема вставками, которые доводят сечение кронштейна до замкнутого, но, к сожалению, такое решение возможно только у кронштейнов с двумя консолями.

Мы предлагаем использовать формулу для подсчёта критического момента на вертикальную пластину из Справочника Биргера И. А. "Расчет на прочность деталей машин" страница 391 формула 59.

Формула для подсчёта критического момента на вертикальную пластину

рис.12 Формула для подсчёта критического момента на вертикальную пластину.

Предварительно сверили с результатами испытания, которое отображено на картинке.

По формуле запас примерно в два раза, возможно, потому что у кронштейна было две пластины, а формула для одной.

Итоговые выводы

Самый надёжный способ решить вышеописанные проблемы - испытать все кронштейны и экспериментальным путём получить допустимые нагрузки и уже их использовать в быстрых расчётах как максимально допустимые.

Но этот выход самый дорогой и самый долгий.

Другой путь - это рассчитать допустимую нагрузку в программных комплексах по методу 3D конечных элементов.

Однако, хотим обратить внимание, что такие программы дают очень разные результаты, в зависимости от того, как человек занёс данные - шаг сетки, какие свободы в связях, коэффициенты трения и т.д.

Также работа кронштейнов может быть намного сложнее, чем даже 3D моделирование, в частности при нагартовке (упрочнение металлов и сплавов вследствие изменения их структуры и фазового состава в процессе пластической деформации при температуре ниже температуры рекристаллизации) рёбра и сгибы стальных кронштейнов набирают большую прочность, чем остальная часть кронштейна.

Кронштейн в данном случае получается неоднородной прочности и программам это очень сложно смоделировать.

Поэтому результат работы программ нужно калибровать по результатам испытаниям.

То есть, делаем испытания хотя бы одного кронштейна и верифицируем расчёты программ под это испытание, тогда уже можно верить и другим расчётам подобных кронштейнов.

Также никогда не будет лишним делать выборочные испытания кронштейнов на объекте.

Особенно учитывая что из-за сложностей в логистике, связанных с санкциями прочих причин могут быть доставлены на объект кронштейны не надлежащего качества.

Мы рекомендуем монтировать один кронштейн и нагружать его нагрузкой из проекта с проектным вылетом и визуально оценивать состояние кронштейна - не потерял ли он устойчивость, нет ли в нём значительных деформаций, кручений.

После этого рекомендуется довести кронштейн до полного разрушения, так Вы узнаете фактический запас несущей способности кронштейна.

Известные нам результаты исследований, в частности, результаты от HILTI, Ронсон, Альтернативы, ZIAS, U-kon и ДИАТ, учитываются при расчёте в StatUs.

При превышении максимально допустимых значений изгибающего момента или ветровой нагрузки схема будет отображаться как непроходная.

Также рекомендуем прочитать статью от ООО «Технополис» по несущей способности кронштейнов вентфасадов.